Пресса о нас

Партнерство в бизнесе

Когда бизнес лучше развивать с партнерами, какие риски предусмотреть, что обсудить заранее и как зафиксировать договоренности

Эксперты: 
Шашкин Анатолий, Управляющий партнер компании RBS
Стрижова Татьяна, Партнер АБ «Бартолиус»
Осипова Светлана, Партнер Osipov Lega
Панченко Виктор, Руководитель практики реструктуризации и банкротства ООО «ЮР-ПРОЕКТ»
Герасименко Валерия, Председатель Совета Союза АУ НЦРБ


Когда вести бизнес в одиночку, а когда – вместе

С одной стороны, наличие нескольких владельцев бизнеса влечет за собой риск возникновения споров, даже когда роли и ответственность партнеров четко распределены. Единоличное ведение бизнеса юридически проще. Ведь вы полностью контролируете все процессы в компании. Решения принимаются быстрее – их же не надо согласовывать с партнером. Да и бизнес-секреты остаются лишь при вас.

Однако при организации бизнеса в одиночку важно озаботиться тем, чтобы он полноценно функционировал в ваше отсутствие. Прежде всего необходимо продумать схему управления компанией в случае форс-мажора. Ответьте на вопросы: кто и как будет принимать управленческие решения в мое отсутствие? Кто будет доверенным лицом? Кто унаследует долю в компании и как?

С другой стороны, один в поле не воин. Поинтересуйтесь историей создания крупнейших компаний – чаще они возникали именно как партнерства. И на это есть причины:

- партнерство предполагает соединение ресурсов – талантов, навыков, опыта, квалификации, финансов, связей;

- обоюдная поддержка – ценный актив;

- взвешенное принятие бизнес-решений;

- риски распределяются между партнерами.

И как быть – запускать дело соло или с партнерами?

Во-первых, оцените свои навыки. Подумайте, что вы можете сделать сами, а когда без помощи не обойтись. Например, один партнер создает продукт, а второй организует его продвижение – одно без другого работать не будет. Именно так функционируют многие юридические фирмы и адвокатские конторы: эксперты из разных областей и разных профилей объединяют свои знания и опыт, чтобы оказывать комплексные услуги и вести сложные проекты.

Во-вторых, вы должны быть готовы работать в команде – придется договариваться и идти на компромиссы. В противном случае скорое расставание с партнером неминуемо.

Конечно, любая готовность должна быть застрахована, поэтому важно, чтобы у партнеров были письменные договоренности. Право предлагает гибкие способы управления бизнесом.

Стоит пообщаться не только с консультантом, который занимается созданием вашего партнерства, но и со сторонним экспертом, о котором ваши партнеры не знают. Консультант общего бизнеса может работать в интересах одного из владельцев, и его «полезные» рекомендации будут вредить другим. Периодическая проверка действий партнеров и состояния бизнеса позволит распознать признаки кризиса и подготовиться к нему.


О чем спорят партнеры

Основными причинами конфликтов между партнерами по бизнесу являются:

    - противоречия относительно распределения прибыли (выплатить дивиденды или пустить на развитие бизнеса);
    - разногласия по поводу размера имущественного и личного вклада в бизнес;
    - неправильное распределение обязанностей (партнер выполняет больше работы, чем другие, но получает меньше прибыли или признания);
    - несоответствие целей и ожиданий (один партнер видит бизнес как долгосрочное вложение, в то время как другой жаждет быстрой прибыли);
    - нежелание укрупнять бизнес (один партнер настаивает на масштабировании, чтобы получать больший доход, а другой предпочитает получать дивиденды, не вкладывая их в развитие бизнеса);
    - несогласие по стратегическим вопросам (нередко партнеры не могут договориться о направлении, в котором движется компания);
    - несовпадение взглядов на порядок принятия ключевых решений при разногласиях;
    - различные стили управления (один партнер придерживается либерального стиля, а другой действует авторитарно);
    - конфликт интересов (у партнеров могут быть другие проекты, которые отнимают много времени, что не позволяет развивать бизнес так, как задумано на старте);
    - подозрение в воровстве (один партнер думает, что получает недостаточно дивидендов, и начинает подозревать другого в выводе активов из компании);
    - столкновение характеров, недостаточная гибкость и адаптивность, отсутствие понятной и открытой коммуникации;
    - желание покинуть бизнес или разделить его (партнеру бизнес надоел, он хочет заниматься другими проектами).

О чем договориться заранее, чтобы предотвратить конфликты

1. Роли и обязанности партнеров.

Важно определить зоны ответственности каждого. Так, один партнер может работать с ключевыми клиентами, а другой – стать директором и осуществлять функцию исполнительного органа компании.

2. Распределение вкладов.

От вкладов партнеров зависят объем их прав на управление бизнесом и размер прибыли, которую они получают от деятельности компании. Четкое и подробное описание вклада каждого позволит снизить риск недопонимания.

Вкладом могут стать материальные активы или деловые связи. Например, у одного партнера есть товар, у другого – деловые связи для его продвижения и продажи.

3. Распределение долей и прибыли.

Распределение долей в компании влияет на размер дивидендов и возможность принимать управленческие решения, от которых зависит доходность бизнеса (например, как назначается и снимается с должности директор компании, его полномочия при заключении крупных сделок и сделок с заинтересованностью и т.д.).

Рекомендуется предусмотреть порядок распределения долей и прибыли в случае появления новых участников. Для поощрения топ-менеджеров могут быть предусмотрены механизмы перераспределения в их пользу долей (опцион) и прибыли (фантомный опцион).

Важно обсудить не только положенные каждому партнеру проценты в уставном капитале компании, но и распределение зон ответственности (кто что делает) и бремени финансирования. Также стоит договориться о порядке компенсации убытков.

4. Порядок принятия решений.

Партнеру, у которого больше опыта или выше квалификация, можно предоставить право принимать ключевые решения. Еще один вариант – сокращение до минимума числа вопросов, по которым требуется единогласное «да». Можно предоставить большую самостоятельность директору компании.

Необходимо закрепить алгоритмы для выхода из тупиковых ситуаций при принятии решений, будь то проведение переговоров, привлечение медиатора, предоставление опционов и проч. Партнеры должны согласовать взаимовыгодный механизм, позволяющий либо все же принять решение, либо выйти из бизнеса на приемлемых условиях.

5. Прекращение партнерства.

Важно рассмотреть сценарии закрытия компании. К сожалению, так случается, что после смерти партнера бизнес угасает из-за корпоративного конфликта между его наследниками и другими партнерами.

Целесообразно заранее обсудить: как будут защищены бизнес и интересы партнеров в случае смерти одного из них? Кто из наследников его заменит? А если таких нет, то кому перейдет доля умершего партнера? Стоит ли подготовить завещание?

6. Порядок действий при финансовом неблагополучии компании.

На начальных этапах предпринимательской деятельности полностью застраховаться от рисков сложно. Например, партнеры могут четко прописать свой функционал в документах, но это не всегда гарантирует, что им удастся избежать ответственности, если у компании возникнут проблемы. Поэтому важно заранее определить алгоритм на случай финансового неблагополучия, которое может привести к банкротству компании.

Такой алгоритм обязательно должен предусматривать проведение предбанкротного аудита: анализ финансовой и хозяйственной деятельности компании, выявление причин неплатежеспособности, оценка рисков ответственности руководства и собственников компании в случае признания ее банкротом, выработка плана выхода из кризисной ситуации или стратегии при введении процедуры банкротства.

Предбанкротный аудит помогает справляться с кризисами и полезен для защиты интересов владельцев бизнеса при банкротстве. Поскольку при аудите анализируются причины неплатежеспособности компании, он позволяет сделать вывод о виновных в этом лицах и привлечении их к субсидиарной ответственности.

Как фиксировать договоренности

Лучший способ избежать проблем – письменно зафиксировать все договоренности. В общем виде юридический алгоритм создания партнерства выглядит так: заключение соглашения о конфиденциальности и меморандума о взаимопонимании, подготовка устава компании и корпоративного договора, регистрация компании.

1. Соглашение о конфиденциальности.

Соглашение предусматривает порядок обмена информацией и санкции за ее разглашение. Как правило, уже при первом обсуждении будущего партнерства стороны обмениваются коммерчески чувствительной информацией. Соглашение о конфиденциальности оказывает дисциплинирующее воздействие на участников переговоров.

2. Меморандум о взаимопонимании.

Меморандум представляет собой краткое описание самых важных условий будущего партнерства. Хотя обычно этот документ не имеет юридически обязывающей силы, он является действенным механизмом для фиксации договоренностей и предотвращения разногласий. Кроме того, меморандум служит основой для устава и корпоративного договора.

3. Устав.

Основной документ, содержащий сведения о компании, составе и компетенции ее органов управления, правах и обязанностях участников. Однако не рекомендуется включать в устав все тонкости внутрикорпоративного управления, поскольку он является публичным документом (передается госорганам, его требуют контрагенты для проверки и т.д.).

4. Корпоративный договор.

Если классических договоренностей по уставу партнерам недостаточно, рекомендуется подписать корпоративный договор. Многие российские участники его не заключают, полагаясь на защитные механизмы, закрепленные в законе. Однако каждый бизнес индивидуален, поэтому лучше фиксировать тонкие настройки при помощи корпоративного договора, чтобы снизить риски возникновения разногласий между партнерами и уменьшить вероятность их непредсказуемого поведения.

5. Нотариальные заявления.

В качестве способа фиксации договоренностей отдельно можно выделить нотариальные заявления, которые одна сторона дает другой. Хотя нотариус не проверяет содержание заявления, а только удостоверяет подпись сделавшего его лица, такой документ может быть полезен.

Например, когда партнеры не могут учесть все риски при вступлении в совместный бизнес, разумно оформить нотариальные заверения и гарантии о том, что все существенные факты раскрыты и препятствий к ведению бизнеса нет.

Такие заявления являются юридически обязывающими и позволяют требовать взыскания убытков со стороны, предоставившей недостоверные заверения и гарантии.

***

Помните, что предпринимателям дешевле обходится юридическое сопровождение бизнес-проектов, нежели разрешение конфликтных ситуаций.